"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ БҰЛАНДЫ АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КММ
КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БУЛАНДЫ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ӨЛКЕТАНУДЫ ДАМЫТУДЫҢ ТҰЖЫРЫМДАМАЛЫҚ НЕГІЗДЕРІ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

На современном этапе развития казахстанского общества, в условиях модернизации общественного сознания, представляется особо важным сохранение собственного национального кода, своей культуры инациональной идентичности. Именно на это нацелена программная статья Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «Болашаққабағдар: руханижаңғыру»

В программной статье Главы государства определены стратегические установки и новые задачи на основе таких принципов, как «национальный код, конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие, открытость сознания. На протяжении многих столетий наши предки сохранили экологически правильный уклад жизни, сохраняя уникальную среду обитания, плодородие земли, очень прагматично и экономно расходуя ее природные ресурсы. Чрезвычайно важно точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее»    Современность привнесла свои коррективы в развитие социокультурной жизнедеятельности человечества, котораяобусловлена фактором мировой глобализации, связанной с унификацией, ускорением времени, модернизацией,  промышленными революциями, развитием технологий, характеризующимися внешними и внутренними противоречиями и вызовами, которые влияют на современные нации, государства, все политические, социальные и культурные сообщества. Современный Казахстан также живет в условиях процессов мировой глобализации, сложных геополитических сдвигов и новых вызовов, быстрых экономических и технологических изменений.

Краеведение Казахстана – всестороннее и планомерное изучение нашей страны, его истории, природы, культуры и быта населения. Познав и изучив историю и природу края, необходимо целенаправленно и конкретно осуществлять мероприятия по охране исторических и культурных памятников, флоры и фауны, природных ресурсов.

Краеведение – это изучение прошлого и настоящего определенной местности, научная и научно-популяризаторская деятельность, основывающаяся на методе познания от частного к общему, выявления общего и особенного, опирающаяся на различные научно-исследовательские методы и междисциплинарные связи.

Краеведение –форма научной и общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и местные знатоки и старожилы.

 

Нормативная правовая база

краеведческой работы в Республике Казахстан

 

Нормативной правовой базой Концептуальных основ являются следующиедокументы:

  • Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
  • Закон Республики Казахстан «О науке»;
  • Закон Республики Казахстан «О культуре»;
  • Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;
  • Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»;
  • Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях;
  • Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года);
  • Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»;
  • Концепцияразвития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года.

В основу Концептуальных основ были положены:

– постановление Правительства РК от 12.12.2017 № 827об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан»;

  • приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан«Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» и «Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей».

 

 

Цель и задачи Концептуальных основ

 

Цель – определение стратегических направлений развития краеведческой деятельности в Республике Казахстан.

Задачи:

  • совершенствование нормативной и правовой базы краеведческой работы в Республике Казахстан;
  • определение субъектов краеведения и источников ресурсного обеспечения;
  • совершенствование научно-педагогических и методологических основ краеведческой деятельности и исследований;
  • определение перспектив развития краеведческого движения;
  • популяризация краеведческих знаний в обществе;
  • регулирование механизмов реализации краеведческой деятельности в Республике Казахстан;
  • пропаганда успешного опыта в области краеведческой работы;
  • определение условий реализации Концептуальных основ;
  • формирование ожидаемых результатов реализации Концептуальных основ.

В качестве основных направлений краеведческой работы выступают:

  • гуманитарное направление: история, язык и литератураи др.;
  • естественнонаучное направление: география, биология,экологияи др.;
  • творческие направления: архитектура, музыка, искусство и др.

Приоритетными подходами к реализации краеведческой работы являются дифференцированный и интегрированный.

  • В школахУчебный курс «Краеведение»

Вводится  с января 2019 г. интегрированный учебный курс «Краеведение» , который дополняет общеобразовательные учебные предметы «История Казахстана», «Казахская литература» («Казахский язык и литература» для школ с неказахским языком обучения), «География», «Музыка» и способствует изучению истории, природы, культуры родного края.

На уроках музыки и изобразительного искуства, во внекл. кружковой работе учащиеся знакомятся с лучшими образцами нар. Искуства и фольклора, овладевают навыками худож. творчества.

Объем учебной нагрузки курса «Краеведение» составляет 20 часов,  в том числе:  

           - 5 класс – 5 часов в учебном году

      - 6 класс – 7 часов в учебном году

      - 7 класс – 8 часов в учебном году

 

Объекты краеведения

 

Объектом краеведения является край как локальная (административная, географическая, культурно-историческая) территория проживания человека, ограниченная административными, природно-географическими и историко-географическими границами. В силу многокомпонентности понятия «край» частными объектами признаются:

  • история и демография (этнография, урбанистика, топонимикаи т.д.);
  • этнография и фольклор (народные знания, ремесла, промыслы);
  • язык и литература (ономастика, фольклор, литературные произведения);
  • культура и искусство (музыка, народное искусство, архитектура).
  • экономика и хозяйство (социум, территория, отрасли производства);

– природа и все ее компоненты (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир).

Краеведческая деятельность реализуется в следующих формах:

  • научно-исследовательская, методическая, проектная и творческая деятельность субъектов краеведения;
  • связь с общественностью, пропаганда и реклама, публикации и продвижение в средствах массовой информации;
  • изучение исторического наследия и охрана культурных памятников;
  • музейное дело и архивное дело;
  • туризм и спорт;
  • тематические краеведческие движения.

Развитие школьного туризма и краеведения, вовлечение подрастающего поколения в краеведческую деятельность в различных организационных формах позволяет обеспечить в будущем расширение и совершенствование туристской индустрии в целом, которая становится все более важным сектором экономики многих стран. Кроме того, международный и внутренний туризм содействуют развитию контактов и сотрудничеству. Международный туризм способствует укреплению мира во всем мире,оздоровлению международной обстановки в целом. Внутренний туризм благотворно воздействует на развитие национального патриотизма и формированию общегражданской идентичности.

 

 

Основные источники краеведения

 

  • устные источники (исторические предания, мифы и легенды, шежире, древние сказания, эпосы, сказки, исторические песни, устное народное творчество, народные пословицы и поговорки и т.п.);
  • историко-генеалогические источники (шежире казахов, генеалогия казахских родов и племен, и связанных с их происхождением истории, история фамилий, династий, традиции казахской семьи как важной ценности нации);
  • результаты социально-экономических, этнографических, фольклорных исследований, наблюдений за природными объектами и процессами, животным и растительным миром и др.;
  • артефакты (предметы культуры, следы построек, места стоянки древних людей, хозяйственные инструменты, каменные, бронзовые и железные изделия, орудия труда, оружие, керамика, ювелирные изделия, знаки, символы, и др.)
  • краеведческая библиография и печатные издания (путеводители, энциклопедии, справочники, проспекты, учебники, письменные исторические источники, карты, журналы, газеты и т.п.);
  • памятники истории и культуры (связанные с развитием общества и государства, историческими событиями в жизни края, произведения социальной и духовной деятельности людей, имеющие научную, историческую, художественную, литературную, культурную, государственную, национальную значимость и ценность);
  • литературные источники (литературные сочинения и произведения казахских писателей, поэтов, литературоведов, романистов и публицистов, в которых содержатся сведения краеведческого характера);
  • картографические источники (атласы, текстовые, табличные, цифровые, графические, фотографические, аэроснимки и др.);
  • статистические источники (административные, сельскохозяйственные, экономические, промышленные, профессиональные, торговые, социальные, этнические, культурные, демографические, военные,  образовательные и др.).

 

Казахстан – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. За всю историю создана цепочка важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест: памятников, зданий, сооружений. Для Казахстана это особенно важно.

В CC веке была усилена источниковая, методологическая и методическая база краеведческих исследований.

В развитии современного краеведения Казахстана опора на имеющийся этнопедагогический и исторический опыт, сохранение культурно-идеологической и духовной преемственности определяется ключевым приоритетом.

 

Сакральные объекты Казахстана общенационального значения

 

Сакральные объекты Казахстана общенационального значения – это особо почитаемые памятники историко-культурного наследия и природно-исторического ландшафта Казахстана, которые связаны с важными духовными, политическими, историческими и культурными событиями.

Сакральные памятники Казахстана имеют большую государственную общенациональную значимость и непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступают в качестве символов национальной памяти и  гражданского подвига, единства и возрождения.

К их числу относятся следующие категории сакральных объектов:

– особо почитаемые и легендарные памятники природы и неповторимой экосреды Казахстана, связанные с мифологической картиной мира казахского народа и их исторических предков, включающие уникальные пещеры, скалы, горы, леса, родники и реки, связанные с символами плодородия Земли и Воды;

– археологические памятники, включающие места древних поселений и погребений людей, следы древней культуры, петроглифы, писаницы,менгиры, городища и города, крепости и укрепления, пашни, заливные луга – коруки (қорық), ирригационные системы(арық) и караванные пути и др.;

– религиозные и культовые объекты, связанные с феноменом әулие и являющиеся местами поклонения, включающие предания о персонах древнихи средневековых святых – уникальных личностей пратюркского времени, эпохи общетюркского единства, времени Казахского ханстваи до XX века;

– сакральные места, связанные с историей знаменитых государственных и политических деятелей казахского народа –биями, батырами, ханами, а также с историческими личностями – улемы, муллы, ишаны, акыны, просветители, внесшие вклад в развитие государственности, культуры, науки и образования;

– сакральные места, связанные с важными историческими и политическими событиями – места, связанные с символами единства казахского народа и места, где восседали казахские бии и ханы; места, связанные с драматическими вехами в истории казахской степи – ашаршылық, места героических сражений, в борьбе с иноземными захватчиками, с национально-освободительным движением казахского народа.

В рамках реализации Программной статьи Президента в нашей школе реализуется проект «Бабалар  ізімен». Цель которого: Сохранение национальной идентичности (нашей духовной культуры), Ознакомление с сакральными местами Павлодарского Прииртышья. Руководителем проекта является Менеджер подпрограммы «Тәрбие және білім», Программы «Рухани Жангыру», директор школы Рахимгожина Н. Ш., спикером проекта являетя учитель истории Макажанов А.Т.

 

Научно-педагогические и методологические основы

краеведческой деятельности и краеведческих исследований

 

Исследование краеведения в Республике Казахстан в целом и в её регионах в частности продиктовано необходимостью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви и уважения к Родине. Не случайно в программах средних образовательных школ в качестве обязательного компонента введен региональный аспект изучения отечественной истории, географии, филологии и др.

Комплексное краеведение – природные и социальные явления во всех их причинно-следственных связях. Основным методом является сбор и систематизация информации, натуральных образцов, предметов материальной культуры и др. Комплексное краеведение привлекает ряд научных методов, но наиболее тесно оно связано с географией.

В нашей школе активное участие в организации краеведч. работы принимаю как учителя так и ученики в развитиии школьного музея, под руководством учителя истории Рахимжановой Р. Н.  

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации

 

Реализация Концептуальных основ обеспечит:

– совершенствование государственной политики в сфере изучения и развития краеведения, в целях повышения конкурентоспособности;

– расширение сферы употребления государственного языка и повышение его общественной значимости, в том числе актуализацию и реализацию перехода казахского языка на латиницу;

– разработку принципов развития краеведения Казахстана как научной и образовательной дисциплины, в том числе в процессе реализации проекта «Новое гуманитарное знание: 100 новых учебников на казахском языке по общественным и гуманитарным наукам»;

– совершенствование взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества по вопросу развития краеведения, в том числе в целях популяризации принципа прагматизма в процессе модернизации общественного сознания;

– разработку, на основе примеров исторического и литературного краеведения теоретических материалов по проблематике сохранения национального кода, перехода государственного языка на латиницу;

– повышение роли краеведения в реализации государственных программ «Туғанжер», «Духовные святыни / Сакральная география Казахстана»;

– укрепление взаимодействия с научными и университетскими центрами зарубежных стран и международными организациями, в целях реализации проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире» в рамках развития краеведения Казахстана;

– сохранение, укрепление и развитие казахстанской модели стабильности, общественного согласия и общенационального единства на основе реализации нового принципа «эволюционное, а не революционное развитие Казахстана»;

– создание системы информационной работы с целью укрепления и развития национальной идентичности и народного единства.

Главным результатом реализации настоящих Концептуальных основ должно стать дальнейшее укрепление института краеведения как центра координации работы по развитию казахстанской модели идентичности и единства.

 

Жаңартылған күні: 24.11.2021 09:59
Құрылған күні: 24.11.2021 09:59

Текст