В помощь к подготовке к ЕНТ
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, назовите правила, которые вы использовали для выбора
орфограммы
Мы с товарищем соб..рались в далекую поездку и предпол..гали выехать до з..ри. Одна наши предпол..жения
не совсем осуществились: замешкавшись мы выехали, когда со..нце подн..лось уж довольно высоко.
Д..рога шла р..внинной мест(?)ностью не поднимаясь (не)опускаясь. Всюду, куда хватало глаз, расст..лалась степь. Кроме высокой и густой травы и мелкой пор..сли вдоль д..роги, не видно
было никакой р..стительности.
В полдень мы распол..жились на отдых у (не)большого с..ления на берегу маленького озера.Ребятишки самого различного возр..ста заг..релые, бронзовые, купались в нем плавали (на)перегонки,
соревновались, как настоящие пл..вцы. Покормив лощадей, мы поехали дальше.
Со..нце п..кло нестерпимо, к мета(лл,л)ическим частям пово..ки нельзя прик..сну(ться,тся)
Рдл..жив под голову захваченный на всякий случай непром..каемый плащ(?) я задремал Очнулся – (по)прежнему прост..ралась перед глазами та(же) бесконечная степь, но солнце уже скл..нилось к горизонту, почти кас..лось сего своим краем.Вот заг..релись на небе звезды. Наконец вдали замелькали электрические фонари .Через час мы въехали в город. Стр12 Готовые экзамеационные ответы 9 класс
Определить тип текста (повествование, описание, рассуждение)
2. Разбейте текст на абзацы, обоснуйте свое решение.
3.На какое правило больше всего орфограмм в этом тексте?
4.Сгруппируйте слова с про
6.Какие пунктуационные задачу вы решали, расставляя запятые в этом тексте?
5.Разберите по составву выделенные слова:Какой частью речи они являются?
Предположение
Расположились
Наперегонки
Бронзовые
2 .Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
Расставить недостающие знаки препинания, прокомментировать их постановку.
Уд…вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх.
Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море , что оно широко ра(сс,с)тилается..Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. И вот вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветки и листья облитые солнцем, - все заструи(т,ться) задрожит белым блеском и подним…тся
свеж…е трепещущ…е лепетанье, похожее на бе..конечныйц мелкий плеск внезпно набежавшей зыби.
(И.Тургенев)
1.Докажите, что этот текст можно назвать текстом художественной литературы
2.Привести примеры метафор, эпитетов.
3.Найдите в тексте пример предложения с обобщающим словом.Объясните постановку знаков препинания в нем, переделайте предложения таким образом, чтобы знаки препинания расставлялись наоборот.
4.Привести примеры неоднородных членов, используя предложения текста
Неоднородные определения :
5.Каким способом образованы слова: заструится, подводными, набежавшей.
6.Привести примеры служебных частей речи, какую роль они выполняют.
ТЕКСТ № 3
Вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки, назвать правила, которые использовали для выбора орфограммы.
Расставить недостающие знаки препинания.
Мы с товарищем соб..рались в д..лекую поез..ку и предпол..гали выехать до з..ри. Однако наши предпол..жения не совсем осущщестились: замешкавшись мы выехали, когда со..нце подн..лось уж довольно высоко. Д..рога шла р..внинной мес(?)ностью не поднимаяс..маясь не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст..лалась степь. Кроме высокой и густой травы и мелкой пор..сли вдоль д..роги, не видно было никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у(не)большого с..ления на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр..ста заг..релые, бронзовые, купались в нем плавали (на)перегонки соревновались, как настоящие
пл..вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Со…нце п..кло нестерпимо, к мета(лл,л)ическим частям пово..ки нельзя было прик..сну(ться,тся). Подл..жив под голову захваченный на всякий случай н
Текст № 4 Изобразительные средства языка. СПП,ССП
1.Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и объяснить написание
Тр..пинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны: посреди п.ляны, в белых св..ркающих одеждах, огромный и в..личественный, стоял дуб. Казалось деревья почтительно ра(с,сс)тупились чтобы дать сатршему собрату разверну(ться, тся) во всей силе. Его нижн..е ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набался в
глубокие морщины коры и толстый, ствол казался прошитымсеребря(нн,н)мыми нитями. Листья усохнув по осени почти (не)облетела и дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных ч..хольчиках.
Анна Васильевна ро..ко шагнула к дубу и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей (на)встречу ветвью
Мальчи продолжал водить учительницу по своему мирку. Подножие дуба пр..ютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. От..щавшие, они (не)пробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполнен(нн,н)ое жизнью дерево скопиловокруг себя столько живого тепла что бедное зверье (не)могло сыскать себе лучшей квартиры.
Отойдя (не)далеко Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах и увидела у его подножия (не)большую темную фигурку Савушкин (не)ушел он издали охр..нял свою
учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла что самым уд..вительным в этом лесу был (не0зимний дуб, а маленький человек в разноше(нн,н)ых валенках иненой ,(не)богатой одежде, сын погибшего за
родину солдата, чудесный гражданин буду(?)щего. Ю.Нагибин
стр172 ,25.
Прочитать выразительно Озаглавить отрывок и сформулировать его гланую мысль
Привести примеры художественных средств выразительности, использованных автором в этом
тексте.(эпитеты,метафоры,сравнения, олицетворения – в белых,сверкающих одеждах, огромный и величественный, ствол казался прошитым серебряными нитями, деревья почтительно расступились. Найти пример СПП, определить вид придаточного Кавзалось, деревья почтительно расступились,чтобы дать старшему собрату развернуться по всей силе. Придаточ.цели
ССП – Листва,уусовхнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был
покрыт листьями в снежных чехольниках
Текст № 5. Прямая речь, деепричастный оборот, лексика.
Всиавить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить написание. Расставить недостающие
знаки препинания.
Л..кей хотел войти что(бы) убрать что(то) в зале но она (н..)пустила его опять зат..рив (за)ним дверь пр..должала свою прогулку. Она в..звр..тилась в это утро опять к своему любимому сост..янию
любви к себе и в..сх..щения перед собою Что за пр..лесть эта Наташа! Сказала она опять (про)себя словами какого(то) третьего, собирательного мужского лица. Хороша, голос, молода, и нкому она (не)мешает остав(?) только ее в покое .Но сколько (бы) (н..)оставляли ее в покое она уже (н..)могла быть покойна и тот(час)же почу(?)ствовала это. (Л.Толстой). стр29.
1.Выразительно прочитать отрывок, можете ли вы назвать произведение, из которого он взят.
2.Назвать тип речи данного отрывка
3.Произведите пунктуационный разбо предложений с прямой речью , с деепричакстным оборотом
4.Докажите, что умение производить морфемный разбор помогает при решении орфографических задач
5.Найдите слова, которые вышли из активного употребления
ТЕКСТ № 6.
Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание Расставить недостающие знаки
препинания.
На другой день отец повез меня к Пушкину – он жил в довольно скромной квартире на..улице. Самого хозяина (не)было дома и нас приняла его красавица (жена) .Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал еще об..ятельнее Пушкиной но никогда не вид.вал жен..щины, которая соед..няла бы в себе такую законче(нн,н)ость классически правильных черт и стана. Ростом высокая с басн..словно тонкой талией, при
роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая голо..ка, как лилия на стебле, колыхалась и гр..циозно поворачивалась на тонкой шее, такого красивого и правильного профиля я не видел (н..)когда более, а кожа, галаза, зубы, уши!. Да это была настоящая красавица и недаром все остальные даже из самых прелес(?)ных
жен..щин меркли как-то при ее появлении. На вид всегда была сдержа(нн,а) до холодности и м ало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, (вао)первых своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж, - она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но ее жен..щины находили
несколько стра(нн,н)ой.
Я с первого (же)раза без памяти в нее влюбился, надо сказать, что тогда (не)было почти н.. одного юноши в Петербурге, который бы тайно н..вздыхал по Пушкиной, ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы., я знал очень молодых людей которые серьезно были увере(н,нн)ы что влюблены в Пушкину не толко вовсе с нею незнакомых но чуть ли никогда собственно ее даже не видавших!
(Из воспоминаний Сологуба)
Задания к тексту
1.Определить стиль текста.
2назовите типы речи которые встречаются в этом отрвке.
3. какой из типов можно назвать здесь основным?
4.Приведите примеры из текста, в которых есть следующие орфограммы: чередующаяся безударная гласная, написание –нн в суффиксах прилагательных и причастий, дефис в словах.
5.Приведите примеры существительных нарицательных, собственных, одушевленных, неодущевленных.Наовите другие морфологические признаки этих слов.
6.Объясните способ образования выделенных слов
Текст №7
Вставить пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание.Расставьте
недостающие знаки препинания.
Утро было (не)хорошее, пасмурное. С деревьев окута(нн,н)ых легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги и лесная сырость издавала острый запах гнили.
(В)переди где кончалась чаща стояли березы а сквозь их стволы и ветви виднабыла туманная даль. Кто(то) за березами играл на пастушеской свирел…. Игрок брал (не0более пяти(шести) нот, лениво тянул их (не) стараясь связать их в мотив, но тем не менее в его списке слышалось что(то) суровое и чрезвычайно тоскливое.
Согнав стадо на опушку пастух пр..слонился к берез… . поглядел на небо (не)спеша вытащил из(за)пазухи свирель и заиграл (по)прежнему играл он машинально и брал (не)больше пяти(шести) нот, как (будто) свирель попала ему в руки только первый раз звуки вылетали из нее нерешительно, (в)беспорядке (не)сливаясь в мотив. Самые высокие п..скливые ноты, которые дрожали и оббрывались кепзплось (не)утешно плакали, точно свирель
была больна и испуга(нн,н)а, а в самые нижние ноты почему(то) напоминали туман, унылые деревья, серое небо. Такая музыка казалась к лицу и погоде, и старику, и его речам.
(По Чехову)
Вопросы к тексту:
1.Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.
2. Назвать тип речи
3.Обоснуйте свой ответ.
4. Выберите 2-3 слова с дефисным написанием объяснить способ образования этих слов.
5.дать характеристику морфологических признаков неизменяемых самостоятельных частей речи (на примере 2-3 слов)
6.Объяснить синтаксическую роль слов «казалось» и «казалась» в двух последних предложениях
7.Объяснить графически постановку знаков препинания в предложении «Согнав стадо на опушку..»
ТЕКСТ № 8
Обособленное определение, предложение с однородными членами. Производные и непроизводные предлоги. Синтаксический разбор преддожения. .Морфологические признаки частицы
Вставьте пропущенные буквы,раскройте скобки объясните написание. Раставьте недостающие знаки препинания.
Ты уехал, а цветы посаженные тобой растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя (н..)что хорошее – цветы.
А вот если (бы) ты всегда и везде, всю жизнь, оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была (бы) твоя жизнь.Тогда ты чув(?)ствовал(бы) себя
всем людям нужным и это чу(?)ство сделало (бы)тебя богатым душой.
Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять
М.Горький
Вопросы к тексту:
1.Определите, к какому стилю речи можно отнести данный отрывок
2. Сформулируйте главную мысль письма.
3.Синтаксический разбор предложения.
4.Перечислить морфологические признаки частиц на примере текста
5.Привести прмеры производных и непроизводных предлогов по возможноси используя текст.
6.Рассказать, чем осложнены предложения в тексте
7.Синтаксический разбор 1-го предложения.
ТЕКСТ № 9
Вводные слова, Разряды прилагательных. Состав слова. Правописание :подлежащее и
сказуемое.
Объяснить правописание пропущенных букв, раскройте скобки. Расставьте недостающие
знаки препинания.
Вы конечно слышали о Беликове. По мнению Буркина Беликов это человек в футляре. Зон(?)тик, часы, ножик – все это у него было в чехле, и сам он казалось был в чехле.
(Во)первых даже в хорош… погоду он выходил в калошах, с зонтиком, в теплом пальто, (во)вторых носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, лицо прятал в поднятый воротник, а когда садился на
извозчика, то приказывал поднимать верх, (в)втретьих, дома , дома та(же) история: халат, колпак, ставни, задвижки, - и наконец мысль свою так(же) старался запрятать в футляр, ибо он признавал только ц…ркуляры и газетные статьи, в которых (что)нибудь запрещалось. В разрешии же по его убеждению скрывалось что(то) сомнительное, смутное, (не)досказа(нн,н)ое. Одним словом у него наблюдалось постоя(нн,н)ое и (не)преодолимое стремление создать себе так сказать футляр, который уед..нил (бы)его, защитил бы от внешних влияний.
Действительно раздражала его, пугала, и быть может для того, чтобы скрыть свое отношенре к
настоящему, он всегда хвалил прошлое.
Чехов.
Вопросы к тексту:
1.Определить стиль данного отрывка,
2.Какую роль играют в данном тексте вводные слова? К какой смысловой группе можно отнести
использованные в тексте вводные слова?
3.Какой тип речи представлен в данном отрывке?
4.Найти в тексте прилагательные, определите их разряд по значению
5.Найдите в тексте слова, состав которых соответствовал бы следующим требованиям: приставка, корень, суффиксы, окончание
6. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: подлежащее тире сказуемое.
Текст № 10.
Тезисы. Цитаты. Способы цитирования. Вводные слова и предложения.
Расставьте знаки препинания при цитировании ,
назовите способы цитирования ,которые использованы в данном тексте. Вставьте пропущенные буквы, объяснить их написание.
Бер..гите наш язык, наш пр..красный русский язык, этот клад, это д..стояние, переда(нн,н) ое нам нашими
предшестве(нн,н)иками, советовал И.С.Тургенев, молодым литераторам своего времени и призывал их обращаться почтительно с этим могуственным оружием.
По словам Тургенева в руках умелых оно в состояни.. совершать чудеса.
Дивной вязью – писал А.Толстой – русский народ плел (не)видимую сеть русского языка, яркого, как
радуга…меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.
И обидно за некоторых молодых людей, которые нарочно засоряют, к..веркают наш замечательный язык, употребляя слова (штампы), слова (сорняки), бра(нн,н)ые слова . Такая убогая речь свидетельствует, прежде всего, о том, что эти люди не обладают одним из важнейших элементов культуры – культурой речи.
Вопросы к тексту:
1.определить стиль текста. Назвать признаки данного стиля. Речи.
2. К какому типу речи можно отнести данный текст.
3.Сформулируйте тезис, его обоснование, вывод.
4.Какие способы цитирования встретились в тексте?
5.Найдите в тексте вводные слова или предложения.
6.Составьте предложение с обращением, в котором выразите основную идею текста.
Текст №
11 .Комплексный анализ текста. Объяснить постановку недостающих знаков препинания внутри простого предложеня.
Девочка точно исполнила свое обещание и даже раньше, чем Петрусь мог на это ра(с,сс)читывать.
На следующий же день сидя в своей комнате за обычным уроком с Максимом он вдруг поднял голову пр..слушал и сказал с оживлением:
-Отпусти меня на минуту. Там пришла девочка.
-Какя еще девочка? – уд..вился Максим и пошел (в)след за мальчиком к входной двери.
Действительно вчерашн..я знакомка Петруся в эту минуту вошла в ворота усадьбы и увидя проходившую по двору Анну Михайловну свободна направилась прямо к ней.
- Что тебе милая девочка нужно? Спросила та, думая что ее прислали по делу.
Маленькая жен(?)щина солидно протянула ей руку и спросила
- Это у вас слепой мальчик?..Да7
- У меня милая у меня ответила Поцельская любуясь ее ясными глазами и свободой
обращения.
- Вот видите ли… Моя мама отпустила меня к нему. Могу я его видет ь.
Но в эту минуту Петркусь сам подбежал к ней, а на крыльце показалась фигура
Максима.
(По Короленко) стр 93 .
Вопросы к тексту:
1Назовите особенности, которые указывают на то,что данных текст можно отнести к
художественному стилю речи
2.Какой способ связи предложений использует автор текста
3.Можно ли по данному отрывку определить характер героев? Какие приемы использует автор, чтобы
добиться этого.
4.Каким способом выражены в данном тексте обращения, перечислить их.
5.Разберите по составу выделенные слова
Рассчитывать Проходившую
Объяснить постановку знаков препинания в предложении «Действительно……свободно направилась прямо к
ней .
ТЕКС Т № 12.
Смысловые группы наречий.Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.Способя
связи в СПП. Виды придаточных в СПП.
Задания к тексту:
1Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объЯсните написание. Расставьте недостающие знаки препинания.
Левинсон никак (не)мог представить себе Метелицу (не)двигающимся и вообще (не)живущим. Он всегда испыт..вал к этому человеку смутное вл..чение и не раз зам..чал что ему приятно бывает ехать рядом
(с)ним разг…варивать или даже просто см..реть (на)него. Метелица нравился ему не за какие(либо) выдающиеся обществе(нн,н)о-полезные качества которых (у)него было не так уж много и которые в горазд.. большей степени свойстве(нн,н)ы самому Левинсону а Метелица нравился ему за ту (не)обыкнове(нн,н)ую физическую
цепкость животную жизне(нн,н)ую силу которая била в нем (не)исс..каемым ключ..м которой самому Левинсону так (не)хватало..
Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал что Метелица находи(ться, тся) где(то) тут рядом, он (не)вольно забывал о собстве(нн,н) ой физической слабости
и ему к..залось что он может быть таким(же) крепким и (не)ут..мимым как Метелица. (В)тайне он даже г..рдился тем что упр…вляет таким человеком.
(Фадеев)
Задания к тексту:
1. Определить тип речи
2. Какой способ связи предложения использован в этом тексте?
3. Какова главная мысль этого отрывка из романа Фадеева «Разгром»?
4. Можно ли классифицировать орфограммы о слитном и раздельном написании, которые встретились
в этом отрывке?
5. Объяснить пуктуационные правила в предпоследнем предложении, назовите виды придаточных
предложений
6. Приведите примеры наречий из разных смысловых груп.