"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ БҰЛАНДЫ АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КММ
КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БУЛАНДЫ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

В помощь в подготовке к ЕНТ по русскому языку

19.11.2017

     В помощь к подготовке к ЕНТ

               КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, назовите правила, которые вы использовали для выбора

орфограммы

   Мы с товарищем соб..рались в далекую поездку и предпол..гали выехать до з..ри. Одна наши предпол..жения

не совсем осуществились: замешкавшись мы выехали, когда со..нце подн..лось уж довольно высоко.

                     Д..рога шла р..внинной мест(?)ностью не поднимаясь (не)опускаясь. Всюду, куда хватало глаз, расст..лалась степь. Кроме высокой и густой травы и мелкой пор..сли вдоль д..роги, не видно

было никакой р..стительности.

                      В полдень мы распол..жились на отдых у (не)большого с..ления на берегу маленького озера.Ребятишки самого различного возр..ста заг..релые, бронзовые, купались в нем плавали (на)перегонки,

соревновались, как настоящие пл..вцы. Покормив лощадей, мы поехали дальше.

                       Со..нце п..кло нестерпимо, к мета(лл,л)ическим частям пово..ки нельзя прик..сну(ться,тся)

Рдл..жив под голову захваченный на всякий случай непром..каемый плащ(?) я задремал Очнулся – (по)прежнему прост..ралась перед глазами та(же) бесконечная степь, но солнце уже скл..нилось к горизонту, почти кас..лось сего своим краем.Вот заг..релись на небе звезды. Наконец вдали замелькали электрические фонари .Через час мы въехали в город. Стр12 Готовые экзамеационные ответы 9 класс

Определить тип текста (повествование, описание, рассуждение)

2. Разбейте текст на абзацы, обоснуйте свое решение.

3.На какое правило больше всего орфограмм в этом тексте?

4.Сгруппируйте слова с про

6.Какие пунктуационные задачу вы решали, расставляя запятые в этом тексте?

5.Разберите по составву выделенные слова:Какой частью речи они являются?

Предположение

Расположились

Наперегонки

Бронзовые

 2 .Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Расставить недостающие знаки препинания, прокомментировать их постановку.

  Уд…вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх.

Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море , что оно широко ра(сс,с)тилается..Волшебными подводными островами  тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. И вот вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветки и листья облитые солнцем, - все заструи(т,ться) задрожит белым блеском и подним…тся

свеж…е трепещущ…е лепетанье, похожее на бе..конечныйц мелкий плеск внезпно набежавшей зыби.

            (И.Тургенев)

1.Докажите, что этот текст можно назвать текстом художественной литературы

2.Привести примеры метафор, эпитетов.

3.Найдите в тексте пример предложения с обобщающим словом.Объясните постановку знаков препинания в нем, переделайте предложения таким образом, чтобы знаки препинания расставлялись наоборот.

4.Привести примеры неоднородных членов, используя предложения текста

Неоднородные определения :

5.Каким способом образованы слова: заструится, подводными, набежавшей.

6.Привести примеры служебных частей речи, какую роль они выполняют.

ТЕКСТ № 3

Вставьте пропущенные буквы, раскрыть скобки, назвать правила, которые использовали для выбора орфограммы.

Расставить недостающие знаки препинания.

 Мы с товарищем соб..рались в д..лекую поез..ку и предпол..гали выехать до з..ри. Однако наши предпол..жения не совсем осущщестились: замешкавшись мы выехали, когда со..нце подн..лось уж довольно высоко. Д..рога шла р..внинной мес(?)ностью не поднимаяс..маясь не опускаясь. Всюду, куда хватал  глаз, расст..лалась степь. Кроме высокой и густой травы и мелкой пор..сли вдоль д..роги, не видно было никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у(не)большого с..ления на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр..ста заг..релые, бронзовые, купались в нем плавали (на)перегонки соревновались, как настоящие

пл..вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Со…нце п..кло нестерпимо, к мета(лл,л)ическим частям пово..ки нельзя было прик..сну(ться,тся). Подл..жив под голову захваченный на всякий случай н

                       Текст № 4 Изобразительные средства языка. СПП,ССП

  1.Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки и объяснить написание

Тр..пинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны: посреди п.ляны, в белых св..ркающих одеждах, огромный и в..личественный, стоял дуб. Казалось деревья почтительно ра(с,сс)тупились чтобы дать сатршему собрату разверну(ться, тся) во всей силе. Его нижн..е ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набался в

глубокие морщины коры и толстый, ствол казался прошитымсеребря(нн,н)мыми нитями. Листья усохнув по осени почти (не)облетела и дуб до самой вершины был покрыт листьями  в снежных ч..хольчиках.

   Анна Васильевна ро..ко шагнула к дубу и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей (на)встречу ветвью

   Мальчи продолжал водить учительницу по своему мирку. Подножие дуба пр..ютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. От..щавшие, они (не)пробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполнен(нн,н)ое жизнью дерево скопиловокруг себя столько живого тепла что бедное зверье (не)могло сыскать себе лучшей квартиры.

   Отойдя (не)далеко Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах и увидела у его подножия (не)большую темную фигурку Савушкин (не)ушел он издали охр..нял свою

учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла что самым уд..вительным  в этом лесу был (не0зимний дуб, а маленький человек в разноше(нн,н)ых валенках иненой ,(не)богатой одежде, сын погибшего за

родину солдата, чудесный гражданин буду(?)щего.   Ю.Нагибин 

стр172  ,25.

Прочитать выразительно Озаглавить отрывок и сформулировать его гланую мысль

Привести примеры художественных средств выразительности, использованных автором в этом

тексте.(эпитеты,метафоры,сравнения, олицетворения – в белых,сверкающих одеждах, огромный и величественный, ствол казался прошитым серебряными нитями, деревья почтительно расступились. Найти пример СПП, определить вид придаточного Кавзалось, деревья почтительно расступились,чтобы дать старшему собрату развернуться по всей силе. Придаточ.цели

ССП – Листва,уусовхнув по осени, почти не облетела, и дуб до самой вершины был

покрыт листьями в снежных чехольниках

       Текст № 5.   Прямая речь, деепричастный оборот, лексика.

Всиавить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить написание. Расставить недостающие

знаки препинания.

       Л..кей хотел войти что(бы) убрать что(то) в зале но она (н..)пустила его опять зат..рив (за)ним дверь пр..должала свою прогулку. Она в..звр..тилась в это утро опять к своему любимому сост..янию

любви к себе и в..сх..щения перед собою Что  за пр..лесть эта Наташа! Сказала она опять (про)себя словами какого(то) третьего, собирательного мужского лица. Хороша, голос, молода, и нкому она (не)мешает остав(?) только ее в покое .Но сколько (бы) (н..)оставляли ее в покое она уже (н..)могла быть покойна и тот(час)же почу(?)ствовала это.  (Л.Толстой). стр29.

  1.Выразительно прочитать отрывок, можете ли вы назвать произведение, из которого он взят.

2.Назвать тип речи данного отрывка

3.Произведите пунктуационный разбо предложений с прямой речью , с деепричакстным оборотом

4.Докажите, что умение производить морфемный разбор помогает при решении орфографических задач

5.Найдите слова, которые вышли из активного употребления

         ТЕКСТ № 6.

Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание Расставить недостающие знаки

препинания.

               На другой день отец повез меня к Пушкину – он жил в довольно скромной квартире на..улице. Самого хозяина (не)было дома и нас приняла его красавица (жена) .Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал еще об..ятельнее Пушкиной но никогда не вид.вал жен..щины, которая соед..няла бы в себе такую законче(нн,н)ость классически правильных черт и стана. Ростом высокая с басн..словно тонкой талией, при

роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая голо..ка, как лилия на стебле, колыхалась и гр..циозно поворачивалась на тонкой шее, такого красивого и правильного профиля я не видел (н..)когда более, а кожа, галаза, зубы, уши!. Да это была настоящая красавица и недаром все остальные даже из самых прелес(?)ных

жен..щин меркли как-то при ее появлении. На вид всегда была сдержа(нн,а) до холодности и м ало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, (вао)первых своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж, - она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но ее жен..щины находили

несколько стра(нн,н)ой.

      Я с первого (же)раза без памяти в нее влюбился, надо сказать, что тогда (не)было почти н.. одного юноши в Петербурге, который бы тайно н..вздыхал по Пушкиной, ее лучезарная красота рядом с  этим магическим именем всем кружила головы., я знал очень молодых людей которые серьезно были увере(н,нн)ы  что влюблены в Пушкину  не толко вовсе с нею незнакомых но чуть ли никогда собственно ее даже не видавших!

(Из воспоминаний Сологуба)

 Задания к тексту

1.Определить стиль текста.

2назовите типы речи которые встречаются в этом отрвке.

3. какой из типов можно назвать здесь основным?

4.Приведите примеры из текста, в которых есть следующие орфограммы: чередующаяся безударная гласная, написание –нн в суффиксах прилагательных и причастий, дефис в словах.

5.Приведите примеры существительных нарицательных, собственных, одушевленных, неодущевленных.Наовите другие морфологические признаки этих слов.

6.Объясните способ образования выделенных слов

                                                Текст №7      

Вставить пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание.Расставьте

недостающие знаки препинания.

                   Утро было (не)хорошее, пасмурное. С деревьев окута(нн,н)ых легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги и лесная сырость издавала острый запах гнили.

     (В)переди где кончалась чаща стояли березы а сквозь их стволы и ветви виднабыла туманная даль. Кто(то) за березами играл на пастушеской свирел…. Игрок брал (не0более пяти(шести) нот, лениво тянул их (не) стараясь связать их в мотив, но тем не менее в его списке слышалось что(то) суровое и чрезвычайно тоскливое.

      Согнав стадо на опушку пастух  пр..слонился к берез… . поглядел на  небо (не)спеша вытащил из(за)пазухи свирель и заиграл (по)прежнему играл он машинально и брал (не)больше пяти(шести) нот, как (будто) свирель попала ему в руки только первый раз звуки вылетали из нее нерешительно, (в)беспорядке (не)сливаясь в мотив. Самые высокие п..скливые ноты, которые дрожали и оббрывались кепзплось (не)утешно плакали, точно свирель

была больна и испуга(нн,н)а, а в самые нижние ноты почему(то) напоминали туман, унылые деревья, серое небо. Такая музыка казалась к лицу и погоде, и старику, и его речам.

 (По Чехову)

Вопросы к тексту:

1.Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Назвать тип речи

3.Обоснуйте свой ответ.

4. Выберите 2-3 слова с дефисным написанием объяснить способ образования этих слов.

5.дать характеристику морфологических признаков неизменяемых самостоятельных частей речи (на примере 2-3 слов)

6.Объяснить синтаксическую роль слов «казалось» и «казалась» в двух последних предложениях

7.Объяснить графически постановку знаков препинания в предложении «Согнав стадо на опушку..»                                                                              

                                   ТЕКСТ № 8

 Обособленное определение, предложение с однородными членами. Производные и непроизводные предлоги. Синтаксический разбор преддожения. .Морфологические признаки частицы

Вставьте пропущенные буквы,раскройте скобки объясните написание. Раставьте недостающие знаки препинания.

      Ты уехал, а цветы посаженные тобой растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя (н..)что хорошее – цветы.

      А вот если (бы) ты всегда и везде, всю жизнь, оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была (бы) твоя жизнь.Тогда ты чув(?)ствовал(бы) себя

всем людям нужным и это чу(?)ство сделало (бы)тебя богатым душой.

    Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять

М.Горький   

                             Вопросы к тексту:

  1.Определите, к какому стилю речи можно отнести данный отрывок

2. Сформулируйте главную мысль письма.

3.Синтаксический разбор предложения.

4.Перечислить морфологические признаки частиц на примере текста

5.Привести прмеры производных и непроизводных предлогов по возможноси используя текст.

6.Рассказать, чем осложнены предложения в тексте

7.Синтаксический разбор 1-го предложения.

            

ТЕКСТ  № 9

Вводные слова, Разряды прилагательных. Состав слова. Правописание :подлежащее и

сказуемое.

 

 Объяснить правописание пропущенных букв, раскройте скобки. Расставьте  недостающие

знаки препинания.

     Вы конечно слышали о Беликове. По мнению Буркина Беликов это человек в футляре. Зон(?)тик, часы, ножик – все это у него было в чехле, и сам он казалось был в чехле.

    (Во)первых даже в хорош… погоду он выходил в калошах, с зонтиком, в теплом пальто, (во)вторых носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, лицо прятал в поднятый воротник, а когда садился на

извозчика, то приказывал поднимать верх, (в)втретьих, дома , дома та(же) история: халат, колпак, ставни, задвижки, - и наконец мысль свою так(же) старался запрятать в футляр, ибо он признавал только ц…ркуляры и газетные статьи, в которых (что)нибудь запрещалось. В разрешии же по его убеждению скрывалось что(то) сомнительное, смутное, (не)досказа(нн,н)ое. Одним словом у него наблюдалось постоя(нн,н)ое  и (не)преодолимое стремление создать себе так сказать футляр, который уед..нил (бы)его, защитил бы от внешних влияний.

    Действительно раздражала его, пугала, и быть может для того, чтобы скрыть свое отношенре к

настоящему, он всегда хвалил прошлое.

   Чехов.

Вопросы к тексту:

1.Определить стиль данного отрывка,

2.Какую роль играют в данном тексте вводные слова? К какой смысловой  группе можно отнести

использованные в тексте вводные слова?

3.Какой тип речи представлен в данном отрывке?

4.Найти в тексте прилагательные, определите их разряд по значению

5.Найдите в тексте слова, состав которых соответствовал бы следующим требованиям: приставка, корень, суффиксы, окончание

6. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: подлежащее тире сказуемое.

                                                

   Текст № 10.

Тезисы. Цитаты. Способы цитирования. Вводные слова и предложения.

 Расставьте знаки препинания при цитировании ,

назовите способы цитирования ,которые использованы в данном тексте. Вставьте пропущенные буквы, объяснить их написание.

 

                  

Бер..гите наш язык, наш пр..красный русский язык, этот клад, это д..стояние, переда(нн,н) ое нам нашими

предшестве(нн,н)иками, советовал И.С.Тургенев,  молодым литераторам своего времени и призывал их обращаться почтительно с этим могуственным оружием.

По словам Тургенева в руках умелых оно в состояни.. совершать  чудеса.

                  Дивной вязью – писал А.Толстой – русский народ плел (не)видимую сеть русского языка, яркого, как

радуга…меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого.

                И обидно за некоторых молодых людей, которые нарочно засоряют, к..веркают наш замечательный язык, употребляя слова (штампы), слова (сорняки), бра(нн,н)ые слова . Такая убогая речь свидетельствует, прежде всего, о том, что эти люди не обладают одним из важнейших элементов культуры – культурой речи.

  Вопросы к тексту:

1.определить стиль текста. Назвать признаки данного стиля. Речи.

2. К какому типу речи можно отнести данный текст.

3.Сформулируйте тезис, его обоснование, вывод.

4.Какие способы цитирования встретились в тексте?

5.Найдите в тексте вводные слова или предложения.

6.Составьте предложение с обращением, в котором выразите основную идею текста.

                                  Текст №

11 .Комплексный анализ текста. Объяснить постановку недостающих знаков препинания внутри простого предложеня.

      Девочка точно исполнила свое обещание и даже раньше, чем Петрусь мог на это ра(с,сс)читывать.

На следующий  же день сидя в своей комнате за обычным уроком с Максимом он вдруг поднял голову пр..слушал и сказал с оживлением:

-Отпусти меня на минуту. Там пришла девочка.

-Какя еще девочка? – уд..вился Максим и пошел (в)след за мальчиком к входной двери.

Действительно вчерашн..я знакомка Петруся в эту минуту вошла в ворота усадьбы и увидя проходившую по двору Анну Михайловну свободна направилась прямо к ней.

- Что тебе милая девочка нужно? Спросила та, думая что ее прислали по делу.

Маленькая жен(?)щина солидно протянула ей руку и спросила

- Это у вас слепой мальчик?..Да7

- У меня милая у меня ответила  Поцельская любуясь ее ясными глазами и свободой

обращения.

- Вот видите ли… Моя мама отпустила меня к нему. Могу я его видет ь.

Но в эту минуту Петркусь сам подбежал к ней, а на крыльце показалась фигура

Максима.

(По Короленко) стр 93  .

Вопросы к тексту:

1Назовите особенности, которые указывают на то,что данных текст можно отнести к

художественному стилю речи

2.Какой способ связи предложений использует автор текста 

3.Можно ли по данному отрывку определить характер героев? Какие приемы использует автор, чтобы

добиться  этого.

4.Каким способом выражены в данном тексте обращения, перечислить их.

5.Разберите по составу выделенные слова

Рассчитывать Проходившую

Объяснить постановку знаков препинания в предложении «Действительно……свободно направилась прямо к

ней .

 

         

                                  ТЕКС Т № 12.

Смысловые группы наречий.Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.Способя

связи в СПП. Виды придаточных в СПП.

  Задания к тексту:

1Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объЯсните написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Левинсон никак (не)мог представить себе Метелицу (не)двигающимся и вообще (не)живущим. Он всегда испыт..вал к этому человеку смутное вл..чение и не раз зам..чал что ему приятно бывает ехать рядом

(с)ним разг…варивать или даже просто см..реть (на)него. Метелица нравился ему не за какие(либо) выдающиеся обществе(нн,н)о-полезные качества которых (у)него было не так уж много и которые в горазд.. большей степени свойстве(нн,н)ы самому Левинсону а Метелица нравился ему за ту (не)обыкнове(нн,н)ую физическую

цепкость животную жизне(нн,н)ую силу которая била в нем (не)исс..каемым ключ..м которой самому Левинсону так (не)хватало..  

     Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал что Метелица находи(ться, тся) где(то) тут рядом, он (не)вольно забывал о собстве(нн,н) ой физической слабости

и ему к..залось что он может быть таким(же) крепким и (не)ут..мимым как Метелица. (В)тайне он даже г..рдился  тем что упр…вляет таким человеком.

(Фадеев)

Задания к тексту:

1.    Определить тип речи

2.    Какой способ связи предложения использован в этом тексте?

3.    Какова главная мысль этого отрывка из романа Фадеева «Разгром»?

4.     Можно ли классифицировать орфограммы о слитном и раздельном написании, которые встретились

в этом отрывке?

5.    Объяснить пуктуационные правила в предпоследнем предложении, назовите виды придаточных

предложений

6.    Приведите примеры наречий из разных  смысловых груп.

Просмотров: 1009


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст