Школьное лесничество как форма экологического воспитания
В настоящее время перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего
отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования
нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей,
которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.
Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.
Для реализации данных задач на базе нашей школы при филиале «ГНПП Бурабай» приказом за № 01-03/ 1052 от 12 июля 2005 года «О восстановлении работы школьных лесничеств» организованно школьное лесничество «Орман».
Цель школьного лесничества: воспитание у учащихся бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе,
углубления знаний по естественным наукам, получение учащимися
навыков в практической работе по лесному хозяйству.
Задачами кружка являются:
-изучение природных богатств родного края, получение практических знаний по естественным наукам, по теории и практике лесного дела, а также приобретение навыков
общественно полезного труда;
-содействие работникам ГУ в проведении мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений;
-практическое участие в работах по сбору семян древесных и кустарниковых пород, посадке и посеву леса, выращиванию посадочного материала в питомнике, озеленению
территории школы, села, дороги;
-пропаганда идей охраны природы среди школьников и населения;
-изучение правил пожарной безопасности в лесу и практических способов тушения лесных
пожаров.
Девиз кружка: «Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас». В состав объединения вошли ученики 5 – 11 классов.
Почему выбрана именно данная возрастная группа? Одна из главных причин – это
подростковый возраст, который оптимально подходит для реализации выдвинутых
целей и задач.
Подростковый возраст - это возраст стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. А главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться .
У подростка очень ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности
со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга. Все это возможно реализовать, будучи членом школьного лесничества.
Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения:
- конкурсы рисунков и плакатов
-выступления агитбригады на День Земли
- работа школьного лесничества освещается в СМИ
- беседы по охране леса на классных часах
- выпуск стенгазеты
- встречи со специалистами лесничества
- тематические вечера и праздники.
Ежегодно члены школьного лесничества участвуют в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира:
«День птиц», акции «Кормушка», «Птичий домик», «Живи, родник!», операции
«Чистый четверг», «Чистое село».
Природоохранная деятельность – деятельность, направленная а рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.
Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды.
Деятельность школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная, круглогодичная, системная, целенаправленная работа, наполненная глубоким, эмоциональным содержанием.
Только экологически грамотные и образованные люди, беззаветно любящие и охраняющие родную природу, способны по настоящему любить свою Родину, сохранять планету для будущих поколений.