«Ромашка Блума»
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно
назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их
часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при
проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но,
по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление
человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что
сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в
сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без
негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем
известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно
думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В
некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься
негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на
установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью
желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается»
в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в
ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы»,
элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что
изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а
три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо,
а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление
взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в
обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя
рассказа?».